Закрыть

Старая моторезина

Когда следует менять изношенные шины, знают все. В Правилах дорожного движения указана минимальная глубина канавок протектора шин для мотоциклов и мопедов — 0,8 мм. Когда она станет меньше, шину надо менять.

Но шина подвержена не только механическому износу в процессе эксплуатации. Со временем она «стареет» от воздействия света, высоких и низких температур, озона и т. д. Результаты такого «старения» шин особенно заметны на мотоциклах «second hand», приходящих в Россию из Японии. Часто, прежде чем обрести нового владельца, мотоциклы по несколько месяцев (а то и лет) стоят под открытым небом. Если металлические части от такого хранения страдают несильно, то материал шин претерпевает необратимые изменения. Под воздействием внешних факторов резина теряет первоначальную эластичность и, что называется, «охрупчивается». Внешне это проявляется в том, что из черной она становится темно-серой. Если провести по боковине рукой, резина будет не гладкой и упругой на ощупь, а твердой и шершавой. В процессе «предпродажной подготовки» некоторые продавцы мотоциклов обрабатывают шины специальными средствами, и они приобретают радикальный черный цвет и свежий вид. Конечно, такая обработка не возвращает шине первоначальных свойств.

В чем же опасность старых шин? Сцепление шины с дорожным покрытием зависит от двух факторов: площади пятна контакта и состава резиновой смеси. Площадь контакта в процессе хранения мотоцикла если и меняется, то настолько незначительно, что не стоит говорить об этом всерьез. Что касается резиновой смеси, то, чем мягче материал, из которого изготовлена шина, тем лучше ее сцепление с дорогой, тем лучше поверхность шины «обхватывает» микронеровности асфальтового или бетонного покрытия. «Задубевшая» от длительного нахождения под открытым небом шина уже не в состоянии обеспечивать приемлемое сцепление, затвердевшая резина не имеет должной эластичности, хуже цепляется за микронеровности асфальта, раньше срывается в пробуксовку при разгоне и в юз при торможении, раньше выскальзывает наружу поворота. Но это еще полбеды. Резина стареет неравномерно, и разные участки шины приобретают разные сцепные свойства. В результате этого поведение мотоцикла становится труднопредсказуемым.

И еще. В процессе длительного хранения шины «в возрасте» покрываются сетью трещин. Это несложно увидеть невооруженным глазом. Достаточно посмотреть вглубь канавок протектора при солнечном свете или посветить на них ярким фонарем. Если увидели трешины, значит, такой шине путь один — на утилизацию. Правила дорожного движения РФ не регламентируют сроки эксплуатации шин, но существует прямой запрет на эксплуатацию шин, имеющих вздутия, разрывы, трещины и порезы, обнажающие корд.

Была ли статья полезной?

Поделитесь находкой с друзьями.

Возможно, вы найдете что-то полезное на наших страницах в соцсетях.